Краткое содержание феномен человека шарден скачать | |
Анализ книги п. Тейяр де Шардена «Феномен человека»Среди всех работ Тейяра де Шардена, безусловно, выделяется его главный философский труд – «Феномен человека», книга, которую он дополнял и редактировал десять лет, и которая, пожалуй, может считаться наиболее адекватным выражением его миросозерцания. В ней он дал целостную картину конвергирующей Вселенной . В «Феномене человека» со всей полнотой поставлен вопрос о природе, происхождении, смысле жизни человека и его месте в планетарной эволюции. При этом высший, действительно человеческий этап в эволюции Земли Тейяр связывает с образованием ноосферы в результате объединения всего человечества. Значимость его идеи ноосферы заключается не только в том, что она создает возможность для объективного изучения складывающейся на нашей планете реальности, но также и в том, что она дает каждому человеку и всем людям вместе субъективную цель, высший идеал, поднимающийся над всеми индивидуальными и общественными интересами. Работая над "Феноменом человека", Тейяр стремился договаривать все до конца, при этом книга нисколько не проиграла в смысле поэтичности и силы выражения. С изумительным мастерством пользуется он образами, заимствованными из органической жизни, чтобы передать трепещущее и текучее бытие универсума. Здесь и "пучки", и "соки", и "пульсации", и "черешки". Когда он говорит о Древе Жизни, почти физически ощущаешь реальность этого исполинского тела, поднимающегося из темных недр материи к свету Духа. Это совершенство художественной формы ставит Тейяра в один ряд с наиболее выдающимися мастерами слова среди мыслителей всех времен, - Платоном и Августином, Шопенгауэром и Бергсоном, Вл. Соловьевым и Бердяевым. 2.1 Название главной книги не случайно. Название главной книги Тейяра не случайно. «Выбрал я его по 3 причинам. Во-первых, я этим утверждаю, что человек в природе есть настоящий факт, к которому приложимы требования и методы науки. Во-вторых, я даю понять, что из всех фактов, с какими имеет дело наше познание, ни один не является столь необыкновенным и столь озаряющим. И, в-третьих, я подчеркиваю специфический характер данного труда. Моя единственная цель -….стремление увидеть, т.е развернуть однородную и цельную перспективу нашего всеобщего опыта.»Иными словами, уже в самом названии книги, он как бы сразу отстраняет от себя роль умозрительного философа или богослова. Он стремиться говорить только о явлениях, только о феноменах. «Только лишь феномен. Но зато уж весь феномен». Этим он ставит себя в положение ученого, строящего гипотезы на основании фактов . Поэтому те, кто обвиняет его в пренебрежении к богословским проблемам, просто не понимают границ, которые он себе поставил. Как мы увидим, в ходе раскрытия идей эволюции он, в конце концов, смыкается с теологией, но это не делает его богословом в строгом смысле слова. Он идет от внешнего, от "феномена". Прот. В. Зеньковский замечает, однако, что Тейяр не удерживается на "поверхности вещей" и обращается к таким понятиям, которые лежат глубоко, глубже феноменального плана. Но здесь нужно иметь в виду, что многие мыслители употребляли известные термины со своим особым значением (например, Бергсон называл "интеллектом" нечто противоположное "интеллекту" схоластов). Тейяр же вообще был склонен к словотворчеству и новому осмыслению старых понятий. Для него "феномен" - это не "явление" в кантианском смысле, а та часть действительности, которая доступна исследованию. Сюда входят как внешние явления, так и силы, стоящие за ними, в частности, творческая "радиальная энергия". «Феномен человека» - это своеобразный результат синтеза 2 наук: философии и биологии, поэтому в нем присутствует как философское, так и эволюционно – биологическое содержание. Но, как мне кажется, рассматривая данный труд по вышеизложенным частям, можно упустить главное, а именно - ход мысли автора, его логику и интуицию. Исходным методологическим принципом при построении картины мира Тейяру служит понятие эволюции. " Сегодня позитивное познание вещей отождествляется с изучением их развития ". " Вселенная. представляет собой не порядок, а процесс. Космос, движущейся в Косморазвитии ". Поэтому эволюция — это не частная гипотеза или теория, а " основное условие, которому должны отныне подчиняться и удовлетворять все теории, гипотезы, системы, если они хотят быть разумными и истинными ". Процесс космогенеза, по мнению Тейяра, на Земле проходит следующие основные этапы: преджизнь (геосфера), жизнь (биосфера) и мысль (ноосфера). На первом этапе происходит эволюция галактик и химических элементов в них, формируется оболочка Земли, и на ней идет активный физике — химический процесс, в результате которого возникает среда, благоприятная для образования сложных молекул и первых форм жизни. В течение второго этапа возникает живой покров Земли — биосфера, развиваются все формы живых организмов, начиная от простейших форм и до человека. Третий этап охватывает становление и историческое развитие человеческого общества. Сейчас завершается формирование единого человечества, а вместе с ним нового покрова Земли — сферы человеческого духа — ноосферы. Результатом этого процесса, по Тейяру, станет объединение всего человечества в новую сверхличность, что произойдет в точке Омега . | |
Скачать:
|