Краткое содержание феномен человека шарден скачать

Краткое содержание феномен человека шарден

Анализ книги п. Тейяр де Шардена «Феномен человека»
Среди всех работ Тейяра де Шардена, безусловно, выделяется его главный философский труд – «Феномен человека», книга, которую он дополнял и редактировал десять лет, и которая, пожалуй, может считаться наиболее адекватным выражением его миросозерцания. В ней он дал целостную картину конвергирующей Вселенной . В «Феномене человека» со всей полнотой поставлен вопрос о природе, происхождении, смысле жизни человека и его месте в планетарной эволюции. При этом высший, действительно человеческий этап в эволюции Земли Тейяр связывает с образованием ноосферы в результате объединения всего человечества. Значимость его идеи ноосферы заключается не только в том, что она создает возможность для объективного изучения складывающейся на нашей планете реальности, но также и в том, что она дает каждому человеку и всем людям вместе субъективную цель, высший идеал, поднимающийся над всеми индивидуальными и общественными интересами.

Работая над "Феноменом человека", Тейяр стремился договаривать все до конца, при этом книга нисколько не проиграла в смысле поэтичности и силы выражения. С изумительным мастерством пользуется он образами, заимствованными из органической жизни, чтобы передать трепещущее и текучее бытие универсума. Здесь и "пучки", и "соки", и "пульсации", и "черешки". Когда он говорит о Древе Жизни, почти физически ощущаешь реальность этого исполинского тела, поднимающегося из темных недр материи к свету Духа. Это совершенство художественной формы ставит Тейяра в один ряд с наиболее выдающимися мастерами слова среди мыслителей всех времен, - Платоном и Августином, Шопенгауэром и Бергсоном, Вл. Соловьевым и Бердяевым. 2.1 Название главной книги не случайно.

Название главной книги Тейяра не случайно. «Выбрал я его по 3 причинам. Во-первых, я этим утверждаю, что человек в природе есть настоящий факт, к которому приложимы требования и методы науки. Во-вторых, я даю понять, что из всех фактов, с какими имеет дело наше познание, ни один не является столь необыкновенным и столь озаряющим. И, в-третьих, я подчеркиваю специфический характер данного труда. Моя единственная цель -….стремление увидеть, т.е развернуть однородную и цельную перспективу нашего всеобщего опыта.»Иными словами, уже в самом названии книги, он как бы сразу отстраняет от себя роль умозрительного философа или богослова. Он стремиться говорить только о явлениях, только о феноменах. «Только лишь феномен. Но зато уж весь феномен». Этим он ставит себя в положение ученого, строящего гипотезы на основании фактов . Поэтому те, кто обвиняет его в пренебрежении к богословским проблемам, просто не понимают границ, которые он себе поставил.

Как мы увидим, в ходе раскрытия идей эволюции он, в конце концов, смыкается с теологией, но это не делает его богословом в строгом смысле слова. Он идет от внешнего, от "феномена". Прот. В. Зеньковский замечает, однако, что Тейяр не удерживается на "поверхности вещей" и обращается к таким понятиям, которые лежат глубоко, глубже феноменального плана. Но здесь нужно иметь в виду, что многие мыслители употребляли известные термины со своим особым значением (например, Бергсон называл "интеллектом" нечто противоположное "интеллекту" схоластов). Тейяр же вообще был склонен к словотворчеству и новому осмыслению старых понятий. Для него "феномен" - это не "явление" в кантианском смысле, а та часть действительности, которая доступна исследованию. Сюда входят как внешние явления, так и силы, стоящие за ними, в частности, творческая "радиальная энергия".

«Феномен человека» - это своеобразный результат синтеза 2 наук: философии и биологии, поэтому в нем присутствует как философское, так и эволюционно – биологическое содержание. Но, как мне кажется, рассматривая данный труд по вышеизложенным частям, можно упустить главное, а именно - ход мысли автора, его логику и интуицию. Исходным методологическим принципом при построении картины мира Тейяру служит понятие эволюции. " Сегодня позитивное познание вещей отождествляется с изучением их развития ". " Вселенная. представляет собой не порядок, а процесс. Космос, движущейся в Косморазвитии ". Поэтому эволюция — это не частная гипотеза или теория, а " основное условие, которому должны отныне подчиняться и удовлетворять все теории, гипотезы, системы, если они хотят быть разумными и истинными ". Процесс космогенеза, по мнению Тейяра, на Земле проходит следующие основные этапы: преджизнь (геосфера), жизнь (биосфера) и мысль (ноосфера). На первом этапе происходит эволюция галактик и химических элементов в них, формируется оболочка Земли, и на ней идет активный физике — химический процесс, в результате которого возникает среда, благоприятная для образования сложных молекул и первых форм жизни. В течение второго этапа возникает живой покров Земли — биосфера, развиваются все формы живых организмов, начиная от простейших форм и до человека. Третий этап охватывает становление и историческое развитие человеческого общества.

Сейчас завершается формирование единого человечества, а вместе с ним нового покрова Земли — сферы человеческого духа — ноосферы. Результатом этого процесса, по Тейяру, станет объединение всего человечества в новую сверхличность, что произойдет в точке Омега .

Скачать:


  • Краткое содержание феномен человека шарден

  • Краткое содержание феномен человека шарден
  • Выбор читателей: